пятница, 9 мая 2014 г.

Итоги конференции OpenStreetMap в Вашингтоне (США)



  На сайте Directionsmag.com размещена статья Питера Бэтти (Peter Batty), который провел выходные в Вашингтоне (США) на конференции OpenStreetMap - State of the Map (SotM). По его словам, конференция прошла успешно - в ней приняло участие около 500 участников; мероприятие крупнейшим событием OpenStreetMap из всех, что происходили до сих пор.

Участники конференции OpenStreetMap


В этой статье я опишу те события, которые мне показались наиболее интересными на этой конференции. Я должен также сказать, что я пропустил ряд интересных презентаций - программа включала в себя две параллельных секции, и большую часть времени я бы хотел присутствовать сразу в двух местах! К счастью, все презентации были записаны, и таким образом, я смогу посмотреть те, которые пропустил, в Интернете, рекомендую вам сделать то же самое! На самом деле, большинство презентаций уже выложены в сети - просто нажмите на них в онлайн-расписании. Большое спасибо организаторам, что сделали это так оперативно!

Тайлинг векторных данных


Самым интересным и потенциально значимым объявлением было то, что MapBox выпустил спецификацию для их формата векторного тайлинга, о которой они говорили некоторое время назад, и уже используют ее для внутренней генерации динамических стилей растровых данных на mapbox.com. Дэйн Спрингмайер говорил больше о технических аспектах этого механизма, Ники Длугаш из Mapbox и Мамата Акелла из Службы национальных парков, говорили об использовании Tilemill 2, который может создавать и экспортировать векторные тайлы по запросу пользователя.

Одним из преимущств тайлинга векторных данных непосредственно в браузере является то, что вы можете сделать интерактивное масштабирование и хорошие переходы. Это Ники продемонстрировала в своем демо-ролике. Еще одним преимуществом является то, что вы можете сделать очень динамичный рестайлинг, на сервере или на машине клиента. И, в-третьих этот метод дает большие преимущества для использования в автономном режиме с точки зрения уменьшения объемов данных по сравнению с растровыми тайлами.

Векторный тайлинг не является панацеей, растровые тайлы по-прежнему имеют свои преимущества. Ключевым из них является необходимость точного соответствия сложной символики отображения, настроенной в ГИС. Это важно во многих приложениях, с которыми мы работаем, по крайней крупные предприятия могут иметь сотни типов объектов, тысячи правил символики и их комплексной аннотации, которые не так легко воспроизвести. Также растровые тайлы дают большие возможности для взаимодействия между различными системами - это то преимущество, которые многие люди недооценивают. Они хорошо работают в старых браузерах, тогда как большинство векторных технологий требуют более новых версий браузеров, в то время как множество крупных предприятий все еще застряли на старых версиях Internet Explorer:(. Это проблема не так важна для мобильных приложений на планшетах или смартфонах, но все же...

Со своей стороны я считаю, что это немного парадоксально: когда я только начинал заниматься ГИС в 1980-х, большинство продуктов сохраняли свои данные в виде тайлов, что вызвало различные проблемы, связанные с редактированием, а также функциями управления, которые были разделены между отдельными тайлами. Большой акцент в любом использовании ГИС в то время был сделан на то, чтобы отойти от плитки к «непрерывной базе данных», где бы вам не приходилось разделять данные на отдельные тайлы. Но тайлинг снова популярен! Еще один пример - изменение главного назначения программного обеспечения от персональных компьютеров к веб-браузеров на смартфонах.
Но, несмотря на все вышесказанное, векторный тайлинг, безусловно, имеет большой потенциал, и я, конечно, планирую поиграть с ним в ближайшее время.

Лицензирование


Камнем преткновения OpenStreetMap, к сожалению, по-прежнему является лицензирование. Я даже не решаюсь вникать глубоко в эту тему, но постараюсь кратко описать ситуацию. В течение последних нескольких лет шло изменение лицензии OpenStreetMap с Creative Commons на ODbL. Многие умные люди, часть которых являются моими друзьями, вложили огромное количество усилий в создание этой новой лицензии и управления трудным процессом ее внедрения. Ключевым моментом и старой, и новой лицензии является вирусная лицензия - грубо говоря, вы можете взять копию данных OpenStreetMap, но если вы совершенствуете эти данные, то вы должны распространять свои данные, полученные в итоге, в свободном доступе и под той же лицензией, что и OpenStreetMap.

Тем не менее, на конференции было получено очень много важных замечаний от ряда организаций, которые говорили, что они были лишены возможности делать многое из того, что они хотели бы делать с OpenStreetMap, именно из-за ограничений лицензии. Это были представители правительственных организаций США таких, как Геологическая служба США (USGS), Служба Национальных парков (NPS) и частных компаний таких, как MapBox и Foursquare.

Алекс Барт (Alex Barth) подготовил презентацию на тему лицензирования. Я не юрист и не управленец и стараюсь держаться подальше от лицензионных обсуждений в последние год-два, но думаю, что есть две основные проблемы, вызывающие озабоченность. Во-первых, если вы используете данные OpenStreetMap в сочетании с вашими собственными данными, то при наличии достаточного взаимодействия между наборами данных, есть риск, что он лицензия может обязать вас сделать личные данные открытыми для свободного использования, что, очевидно, не является приемлемым во многих ситуациях. Некоторые вещи достаточно просты, когда например, вы используете данные OpenStreetMap только в качестве подложки к собственным данным. Но когда вы начинаете редактировать базовые данные, то все становится гораздо сложнее. Второй причиной является то, что некоторые правительственные организации такие, как USGS и NPS в рамках своих уставов должны работать так, что данные, которые они создают и поддерживают, должны быть общественным достоянием. Таким образом, они не могут включать данные OpenStreetMap, как они хотели бы.

В настоящее время, судя по всему, есть два варианта действий, их озвучил Микель Марон (Mikel Maron).

Первая проблема, наверное, может быть смягчена введением дополнительных разъяснений в лицензию ODbL, описывающих конкретные случаи использования, которые являются или не являются приемлемыми. Часть проблемы состоит в том, что, так как ODBL является новой лицензией, нет юридических прецедентов, показывающих, как определенные ее свойства будут трактоваться в суде (это мое понимание). Тем не менее, я лично не вижу, как вторая проблема может быть решена, так как эта лицензия принципиально несовместима с правилами работы правительственных учреждений.

С моей неюридической и несколько наивной точки зрения, я бы очень хотел, чтобы OpenStreetMap могла быть общественным достоянием. Я полностью понимаю, почему мы начали распространять данные на основе другого подхода, но думаю, что сейчас продолжение работы в таком же направлении может создать очень много проблем для всех. Но и повторная смена лицензии повлечет за собой долгую и упорную работу многих людей. Но кто знает, может быть, есть новые люди, у которых есть энергия для этого! Просто мне кажется, если организации должны платить адвокатам огромные деньги, чтобы узнать, могут ли они использовать данные, как они того хотят (и часто получать в итоге ответ «нет»), то мы не имеем свободной и открытой базы данных, как того, мне кажется, большинство из нас хочет.

Пассивный краудсорсинг


Некоторое время назад я думал, что одним из следующих важных шагов для OpenStreetMap, как и для других краудсорсинговых картографических инициатив, будет более широкое использование пассивного краудсорсинга в дополнение к активному, который был в центре внимания до сих пор. Под этим я подразумеваю такие вещи, как сбор треков GPS с телефонов или автомобильных навигационных систем. Из этих данных можно вынести много информации о наличии дорог, о том загруженности трасс и т.д. В какой-то степени OpenStreetMap находится в невыгодном положении по сравнению с подобными сервисами Google и Apple, которые имеют прямой доступ к отслеживанию информации GPS с навигационных приложений, работающих на многих смартфонах.

Тем не менее, TeleNav уже сделал много совместно с OpenStreetMap; Кристен Кам (Kristen Kam) рассказал о своей работе. Одно из направлений - выявление улиц с односторонним движением. Они определяют их, сравнивая направление GPS треков с базовыми данными OSM. В настоящее время эти новые функции включены в MapRoulette, наборе инструментов, который представляет собой последовательность вопросов для внесения мелких исправлений пользователем. Я лично тестировал этот инструмент, и обнаружил, что большую часть времени (правда, при небольшой выборке), я не мог точно сказать, имело ли смысл менять улицу по аэрофотоснимкам. Я думаю, что потенциально это имело бы больше смысла, если заменить этот тип редактирования на прямое пакетное обновление работы - но тем не менее MapRoulette действительно работает очень хорошо для многих типов исправлений.

Другим интересным примером использования пассивного краудсорсинга является приложение, которое отслеживает людей, совершающих пробежки, и велосипедистов, у них есть очень большое количество GPS треков вдоль трасс, включая миллиарды точек GPS. Оцифровка трека вручную занимает довольно много времени, и Пауль Мах (Paul Mach) представил очень интересное решение для этой проблемы в своей презентации, которая имеет некоторую довольно сложную математическую основу. Основная идея заключается в получении грубо оцифрованного пути по «центру тяжести» следов, проходящих вдоль дороги. Вы можете апробировать этот инструмент в интерактивном демо ролике. У них также есть версия с той же функциональностью, которая интегрирована в редактор OpenStreetMap ID.
В общем, кажется, что возможности маршрутизации OpenStreetMap довольно значительно улучшилось, они используется в большом количестве приложений.

Геокодирование


Помимо маршрутизации, еще одной исторической слабостью OpenStreetMap были вопросы геокодирования. Было предпринято довольно много усилий в этой области, но, казалось бы, достигнут не столь значительный прогресс, как мы видели это с маршрутизацией. Рэнди Мич сделал интересную презентацию о работе системы Mapzen - открытой системы для геокодирования, в том числе с возможностями автозаполнения. Вы можете посмотреть демо-ролик по ссылке. Он умеет распознавать названия в большинстве случаев, но более ограничен по отдельным адресам домов (из-за того, что используются только данные OpenStreetMap). Также возможно и обратное геокодирование - выдача адреса по расположению кнопки информации.

Дэвид Блэкман (David Blackman) из Foursquare сделал очень интересную презентацию, которая затрагивала целый ряд вопросов, в том числе проблему граничных данных в OpenStreetMap. Один из выходов из этой проблемы - это Quattroshapes, где можно скачать множество полезных полигональных данных бесплатно. Эти данные уже используются в некоторых инициативах по геокодированию. Тайлер Белл (Tyler Bell) также сделал хороший доклад о реверсном геокодировании, и рассказал о ходе переговоров по передаче адресных данных из существующих наборов данных ГИС.

Еще несколько моментов, о которых стоит упомянуть

Интересной была презентация Майка Скальника о том, что GitHub делает с geoJSON - своего рода удобное приложение для небольших простых наборов данных, но с ограничениями для более сложных приложений.

Джефф Джонсон (Jeff Johnson) из компании Boundless говорил о GeoGit, который является амбициозной инициативой по управлению распределенными обновлениями. Джефф упоминал некоторые интересные сценарии, рассказал и о том, как это могло быть использовано для управления двусторонней синхронизацией между OSM и муниципальными (или другого уровня) ГИС (лицензионные ограничения).

В конце конференции я общался с Морганом Херлокером (Morgan Herlocker), который разрабатывает библиотеку данных с открытым исходным кодом. Я раньше не сталкивался с так называемой Turf, системой для геопространственной обработки в JavaScript (на сервере или на стороне клиента) - вроде как GEOS или JTS, но разработанных независимо друг от друга. Я не вникал в это детально, но кажется, что это может быть полезно для некоторых вещей, над которыми мы работаем.

Mapillary - интересный проект, который направлен на создание Crowdsourced Street View, - сшитых вместе фотографий, сделанных со смартфонов. Вы можете скачать их приложение и загрузить несколько фотографий - я провел очень быстрый эксперимент, загрузив несколько фотографий, которые сделал вблизи своего дома - все прошло очень гладко.

Джон Файребах (John Firebaugh) выступил с отличным докладом с названием «Внесение изменений в OpenStreetMap» с большим количеством отличных идей по управлению проектами. У него было много хороших идей и замечаний, в частности одно из наиболее понравившихся мне звучит так: слово «идеальный» является врагом фразы «мы можем сделать намного лучше».

Лайзи Даймонд (Lyzi Diamond) сделала большой доклад о встречах «Maptime». Они помогают людям узнавать новое; группа разработала довольно много уроков и учебных пособий, которые доступны на GitHub, и я, конечно, планирую посмотреть их.

OSM Tchoutchou является увлекательным сайтом, который отображает движение французских поездов в режиме реального времени с использованием OSM, на это очень интересно посмотреть.

И есть еще множество интересных докладов, до которых я не добирался (либо физически, либо в этой заметке). Еще раз спасибо всем участникам этого масштабного и важного события. Я призываю всех посмотреть записи презентаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий