суббота, 1 марта 2014 г.
И. Моисеев. О режиме секретности на данные ДЗЗ
В блоге Ивана Моисеева опубликована заметка "О режиме секретности на данные ДЗЗ". Публикую под катом текст полностью, оригинал можно прочитать здесь.
По оценке ГИС-Ассоциации на обеспечение действующего в настоящее время режима секретности на данные ДЗЗ ежегодно тратится более 15 миллиардов рублей. Еще больше страна теряет в виде упущенной прибыли от неиспользования закрытых данных. Принятый в России режим секретности на данные ДЗЗ за прошедшие десятилетия привел к существенному торможению как развития ИСЗ, так и средств обработки и использования данных ДЗЗ.
В целом, все указанное создало ситуацию, когда Россия, первая и до сих пор одна из крупнейших космических держав, занимает только 0,2% мирового рынка ДЗЗ.
Несостоятельными являются отсылки на опыт США в части установления режима закрытия данных по их разрешению. В отличие от России, США получает данные, которые по данному параметру являются наилучшими, им есть что скрывать. А данные с военных спутников РФ уступают данным с зарубежных коммерческих спутников.
По практическому решению проблемы для РФ считаю приемлемым разделение режимов распространения данных ДЗЗ по их источнику.
На распространение данных со спутников, созданных в рамках Федеральной космической программы (ФКП), никаких режимных ограничений не накладывается.
Минобороны определяет режим использования данных ДЗЗ, созданных в рамках Программы вооружений (ПВ).
Создание спутников двойного назначения (финансируемых по ФКП и по ПВ) следует избегать по причинам экономически-организационного характера. В случае, когда статус спутника официально определен как двойной, режим его использования определяется Постановлением Правительства, проект которого подготавливается Минэкономразвития.
Предлагаемое решение может быть сформулировано следующим образом:
"Министерство обороны РФ:
- формирует раздел государственного оборонного заказа, касающийся космических аппаратов ДЗЗ оборонного назначения и технических средств приема и обработки первичных данных ДЗЗ;
- организует использование первичных и обработанных данных ДЗЗ, получаемых с космических аппаратов гражданского назначения в интересах обороны;
- разрабатывает для утверждения Правительством Российской Федерации порядок использования данных ДЗЗ, полученных с космических аппаратов оборонного назначения в гражданской сфере, а также для решения задач в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и за рубежом.
Министерство обороны РФ не может включать в государственный оборонный заказ разработку и создание космических аппаратов ДЗЗ и наземных средств получения и обработки данных ДЗЗ в случае, если требуемые результаты могут быть обеспечены российскими гражданскими аппаратами ДЗЗ и наземными средствами.
Министерство обороны РФ не может принимать документы регулятивного характера, распространяющиеся на порядок использования данных ДЗЗ гражданского назначения и на деятельность организаций, не подведомственных Минобороны".
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий